Медиация (примирение) – это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения взаимоприемлемого решения.
Зачем нужна медиация школе?
Дети и подростки часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Школьная служба примирения – это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Основная цель ШСП состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Задачи ШСП:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи детям;
- повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Правовая основа организации ШСП:
- Декларация прав ребенка, принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г.;
- Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.;
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г.;
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утв. Министерством образования и науки РФ № ВК-54/07вн от 18.11.2013 г.;
- Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, утв. Министерством образования и науки РФ № 07-7657 от 26.12.2017 г.
Состав ШСП:
- Сержантова Елена Леонидовна, педагог-психолог – куратор службы;
- Осташева Елена Сергеевна, зам. директора по воспитательной работе;
- Бурмистров Игорь Николаевич, зам. директора по безопасности;
- Антюганова Алевтина Алексеевна, социальный педагог;
- Крючкова Полина, 10Б;
- Рамазанова Марина, 10Б;
- Сенина Виктория, 10Б.
- Гладкова Наталия, 10 А;
- Кирикова Анна, 10 Б;
- Крылова Александра, 10 А;
- Маликов Иван, 10 Б;
- Саморышкин Матвей, 10 А;
- Сахаров Иван, 10 А;
- Трошкова Екатерина, 10 А.