Ступникова М.С.
Руководитель ШМО учителей начальных классов
МБОУ «ЦО № 19»
За многие годы работы в начальной школе нашим коллективом накоплен опыт организации групповой деятельности учащихся. Популярность групповой формы работы связана с тем, что она позволяет решать следующие задачи:
-активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
-повышение познавательной мотивации;
-обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
-развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Организация урока с позиции деятельности учащихся в рамках кооперации позволяет также реализовывать и приоритеты Образовательной программы нашей школы, такие как:
-воспитание лидерских качеств;
-умение работать в команде и с командой;
-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
С целью изучения технологии организации групповой работы нам было необходимо ответить на ряд вопросов:
-цель и задачи организации групповых форм работы;
- принципы групповой работы;
- роль учителя при организации групповой работы;
- принципы выбора заданий при групповой работе, требования к учебному материалу;
варианты комплектования групп;
- развитие умений и способностей в процессе групповой работы;
- критерии эффективности групповой работы.
При ответе на эти вопросы акцент делался на следующих позициях:
-развитие у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности;
-создание условий для того, чтобы ученик становился главным субъектом процесса учения;
-формирование мотивации учащихся к саморазвитию, самокоррекции;
-совершенствование межличностных отношений в группе;
-активизация познавательной деятельности ученика;
-принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать следующие принципы:
1. Уровень образовательных возможностей учащихся.
2. Особенности состава группы.
Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в
гетерогенной группе (разнородность учебных успехов). В зависимости от
содержания и характера предстоящей работы для достижения максимально
эффективного результата состав группы может меняться. Оптимальное количество
учащихся в группе 5-7 человек.
3. Задания для групповой работы должны быть равномощными исключительно
совместному поиску решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время
посильно только в группе.
4. Распределение ролей между участниками группы.
5. Организация коммуникации как в группе, так и между группами.
6. Анализ способа деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия
учебной деятельности, т. е. умение фиксировать результаты анализа в особых
схемах и представлениях
Разновидности групповых технологий.
Групповой опрос.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Общественный смотр знаний.
В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).
Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут.
Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.
Нетрадиционные уроки.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Это и урок-путешествие, и урок- сказка, урок-путешествие, урок-КВН, урок-зачет, урок-конкурс…
При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Роль учителя огромна, как при проведении самой групповой работы, так и при подготовке к уроку. Анализ уроков показывает, что для достижения максимальной эффективности урока с позиции деятельности ученика, учителю необходимо спланировать:
• организацию рабочего пространства для работы в группе;
• количество учеников в группе;
• состав группы;
• проблемную постановку учебной задачи;
• контроль за работой учащихся в группе;
• организацию рефлексии, в ходе которой учащиеся вспоминают выполняющиеся в группе действия, принимают план, высказывания результата общего труда.
При выборе заданий для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству нашли отражение следующие требования:
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная
работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
•задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
•задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
•задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей (выполнению этой задачи весьма способствует обмен мнениями между несколькими людьми);
•здания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
Содержание работы должно быть интересно детям. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности. Выделяют так же не менее важные принципы:
1. Задания должны способствовать возникновению разных мнений и являться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
2. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа восприняла взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса. Это легче уловить при повторении пройденного материала . При изучении нового материала учителю следует заранее раскрыть перед всем классом общую структуру и основные проблемы прорабатываемого раздел
3. Задания должны предполагать использование и осмысление жизненного опыта ученика, информации, почерпнутой из различных источников.
Фрагмент внеклассного занятия по литературному чтению «Зов джунглей» (по сказке Редьярда Киплинга «Маугли»), 4 класс.
4 конкурс «Преодоление джунглей».
Учитель:
- Как называется лес, который описывает Киплинг? (Джунгли)
- Чем он интересен? Это влажнотропические вечнозелёные «дождевые» леса. В них растёт более 5000 видов одних только древесных пород. Деревья имеют большие кожистые листья, а стволы и ветви увиты лианами. Неслучайно такие леса ещё называют непроходимыми. Часто бывают ливни, наводнения, которые сменяются периодом засухи. Такой жаркий влажный климат радует животный мир, а он здесь разнообразен.
- Джунгли помогают только тем, кто их хорошо знает, как Маугли, например.
Кажется, что передвигаться в таком лесу очень просто. Но это не так.
Предлагаю провести конкурс «Преодоление джунглей», к которому вы приготовили вопросы по содержанию сказки. (Каждая команда написала 6 вопросов)
Условия: 4 стула стоят в шахматном порядке; скакалки, мяч, обруч; листочки с вопросами; 2 участника команды.
Правила. Каждый участник должен пройти полосу препятствий и ответить на вопросы, записанные на листочках. Первый участник, подбежав к 1 стулу, берёт лист, читает вопрос и даёт ответ, Если он верный, то игрок выполняет 1 прыжок на скакалках и продолжает движение без штрафных очков. Если ответ неверный, то
количество прыжков увеличивается до 5. Такое же испытание надо пройти с мячом и обручем. Последний стул игрок просто обегает и возвращается, передав эстафету
2-му участнику.
Задача игроков: отвечать без ошибок. Учитель засекает время прохождения препятствия каждой группой. Кто затратит меньше всего времени, то и станет победителем конкурса «Преодоление джунглей».
Примерные вопросы для конкурса:
• Какого цветка боялись все звери джунглей? (Красный цветок – пламя огня)
• Как у тигра появились полоски на спине? (Деревья и лианы заклеймили тигра за то, что он убил оленя и пустил Смерть в джунгли. С тех пор на его шкуре появились полоски)
• Как переводится имя «Маугли»? (Лягушонок)
• Что сделал Маугли со шкурой убитого Шер – Хана? (Пригвоздил её к Скале Совета)
• Какие заветные слова узнал мальчик от Балу? («Мы с тобой одной крови, ты и я»)
• Кто охранял сокровища индийского князя в пещере? (Белая Мать Кобр)
• Что напустил на деревню Маугли в наказание за жестокость? (Джунгли)
• В бою с кем погиб вожак стаи Акела? (В бою с дикими рыжими собаками)
• Кто нашёл мальчика в джунглях? (Мать Волчица и Отец Волк)
• Как назвал Маугли острый клинок, взятый в Сокровищнице? (Колючая штучка)
Фрагмент урока-игры по литературному чтению «Мои звери (по рассказа В.Дурова»,3класс.
«Внимательный читатель».
Учитель задаёт каждой команде по 2 вопроса. Если участники ответить не могут, то вопрос переходит к другой команде.
1 вопрос. Где учился Дуров, когда был маленьким?
(В военной гимназии)
2 вопрос. Каким вкусным лакомством В. Дуров заманивал Чушку?
(Мясо, хлеб с салом )
3 вопрос. На чём отправилась в небо хрюшка- парашютистка?
(На воздушном шаре)
4 вопрос. Кто из животных стоял у школьной доски и писал мелом?
(Слон Бэби)
5 вопрос. Кто из четвероногих артистов приносил карточки с цифрами?
(Собака Бишка)
6 вопрос. Какому животному Дуров придумал кличку Рукавица?
(Ёжику)
7 вопрос. Назовите любимый напиток шимпанзе Мимуса.
(Чай)
8 вопрос. Кто из артистов театра воровал золотых рыбок?
(Морской лев Лео)
Для анализа работы групп по данной технологии возможно использование следующих параметров:
Параметр 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока:
0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но не использовалась;
1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на одном из этапов урока, но использовалась неадекватно;
2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и была адекватна цели урока и единице содержания образования;
3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и по ситуации на уроке.
Параметр 2. Целеполагание (цель групповой работы):
0 уровень: цель для работы в группе либо не озвучивается, либо не понята учащимися;
1 уровень: объявляет учитель;
2 уровень: выдвигают учащиеся;
3 уровень: выдвигают учащиеся, учитель проверяет понимание и удержание цели в ходе групповой работы.
Параметр 3. Содержание групповой работы (каждый параметр оценивается по 1 баллу, хотя возможно также выделение по каждому из четырёх уровней):
• учитель обучает ведению диалога, дискуссии в группе и между группами;
• учитель обучает приёмам моделирования, схематизации группами своего решения;
• обращается внимание на координацию действий в группе;
• организуется групповая и межгрупповая коммуникация;
• организуется работа по самокоррекции своих действий группами и индивидуально;
• учитель работает с пониманием и непониманием учащихся, точно фиксируя все детские версии (нет искажения или подмены детских версий своим пониманием); работа идёт со всеми версиями детей, а не только с «верными».
Параметр 4. Организация рефлексии групповой работы:
0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;
1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка работы групп (результата и процесса) по готовым критериям;
2 уровень (2 балла): учащимися даётся оценка работы группы (результата и процесса) по готовым критериям;
3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию работы групп осуществляют учащиеся по критериям, которые обсуждаются и дорабатываются
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Так работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяя взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы, учащийся чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку на уроке.